- Те́рские казаки, те́рцы, гре́бенцы — группа казаков, проживающих на территории бывшей Терской области Российской империи вдоль рек Терек, Сунжа, Аргун, Асса, Кура, Малка, Кума, Подкумок на Северном Кавказе.
- Штаб терского казачьего войска первоначально располагался в городе Владикавказ, а затем в Ставрополе.
Meer items
Кто по национальности терские казаки?
Выходные сведения статьи: Головлёв А.А. Этно-конфессиональный состав Терского казачьего войска (вторая половина 19-го — начало 20-го в.) // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал.2017. № 3(21). URL: https://regrazvitie.ru/etno-konfessionalnYi-sostav-terskogo-kazachego-voiska-vtoraYa-polovina-19-go-nachalo-20-go-v/ УДК 913:314.148 Этно-конфессиональный состав Терского казачьего войска (вторая половина 19-го — начало 20-го в.) © 2017 Головлёв Алексей Алексеевич1 Самарский государственный экономический университет E-mail: ecology@samsu.ru Приведены общие сведения о казачьих войсках Российской империи, в том числе о Терском казачьем войске.
- Показано, что этнический и конфессиональный состав Терского войска тесно связан с историей его зарождения и последующего развития.
- Историческое ядро Терского войска составили гребенские казаки-старообрядцы, жившие поначалу вольным обществом.
- С приходом на Терек Российского государства гребенские казаки становятся служивыми казаками.
К ним разновременно подселяются казаки с Дона и Волги (православные и старообрядцы), а также православные крестьяне-малоруссы и отставные женатые солдаты Кавказской армии, зачисленные в казачье сословие. В состав терского войскового населения вливаются этнические группы калмыков, осетин, кабардинцев, грузин и казанских татар.
- Калмыки, подавляющая часть осетин-казаков и кабардинцев-казаков приняли православную веру.
- Незначительная часть осетин-казаков и кабардинцев-казаков и все татары-казаки сохранили мусульманство.
- Постепенно формировался полиэтнический и поликонфессиональный субэтнос терских казаков, разрушенный и рассеянный в ходе гражданской войны и после окончательной победы советской власти на Тереке.
Ключевые слова: казаки, терские казаки, Терское казачье войско, гребенские казаки, грузины-казаки, кабардинцы-казаки, осетины-казаки, татары-казаки, этнический состав, конфессиональный состав, Терская область, Российская империя. Ethno-confessional composition of the Terek Cossack army (second half of the 19th — beginning of the 20th century) © 2017 Golovlyov Aleksey Alekseevich Samara State University of Economics E-mail: ecology@samsu.ru General information about the Cossack armies of the Russian Empire, including the Terek Cossack army, is given.
It is shown that the ethnic and confessional composition of the Terek Cossack army is closely connected with the history of its inception and subsequent development. The historical core of the Terek Cossack army consisted of the Grebensky Cossacks, the Old Believers, who at first lived in a free society.
With the arrival of the Terek of the Russian state, the Grebensky Cos- 1 Головлёв Алексей Алексеевич — доктор географических наук, доцент, профессор, ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» (Российская Федерация, 443090, г. Самара, ул.
Какие есть казаки?
До конца XVII века в Русском царстве также существовали особые категории служилых людей — беломестные казаки и городовые казаки, до конца XIX века — станичные казаки, до 1920 года — сибирские городовые казаки, а в Речи Посполитой были надворные казаки, реестровые казаки, охочекомонные казаки и лисовчики.
Почему казаков называют казаками?
От турецко-татарского «каз» — гусь; из монгольского языка, где «ко» — броня, защита; «зах» — граница; таким образом, «козак» — защитник границы.
Как появились терские казаки?
Появление первых казаков на Тереке История становления Терского казачества уходит вглубь веков (вплоть до 16 века). Этому свидетельствуют летописи, которые указывают, что первые служивые казаки оказались на Тереке в 1563 году. На тот момент кабардинскому князю Темрюку, который был тестем Ивана Грозного, требовалась поддержка в местных междоусобицах, и в помощь князю по приказу Ивана Грозного казаки вместе с астраханскими стрельцами отправились на Терек.
Также есть мнение историков И.Д. Попко и В.А. Потто, что казаки пришли из Червленого Яра Рязанского княжества. Историки считают, что в 1567 году эти казаки объединились своими разрозненными общинами на реке Сунже, у первого русского города, заложенного на гребнях кавказских гор, откуда и пошло название «гребенские казаки».
Также по догадкам другого исследователя Е.П. Савельева, предками казаков являлись азы – потомки ариев, которые находились в Приазовье. Следует предположить, что отсюда и идет созвучное название «казак». Азы исповедовали христианскую религию. Даже во время ига Золотой орды у них была Сарская и Подонская епархии.
- В начале истории гребенских казаков были поселения донских казаков на реке Акташ.
- Туда их вытеснили из города Гребни, находящегося, по догадкам историков, примерно на реке Дон.
- Возведение войсковых крепостей Российской империи на Кавказе – образование воинских казачьих полков Уже к середине XVI века у Московского княжества имелся свой военно-политический и экономический интерес к территориям нынешнего Северного Кавказа.
В Москву часто приезжали представители горских народов – черкесы, кабардинцы и грузины, просившие у русского царя защиты от своих врагов. На основании этого стали строиться первые русские гарнизоны, которые закрепляли новые владения Москвы на Кавказе.
В 1722 году в Персидском походе Петр I заложил крепость Святого Креста, после чего была организована новая кордонная линия по реке Сулак. За верность в службе Гребенскому войску царем были пожалованы «крест и борода», по которым они имели право исповедовать старообрядческую веру и не брить бороды. Высших казачьих чинов, «казачьи головы» тогда называли ротмистры, у них была возможность получить дворянство.
В 1763 году в целях укрепления русских позиций возвели крепость Кизляр. Из астраханских казаков, которые переселились в нее, образовали Терское Семейное войско. Наряду с регулярной воинской службой войско обороняло свою территорию, придерживаясь заповеди: «Самим не нападать, но казачьи потери возмещать сторицей».
- Таким образом, в 1774 году населением Наурской станицы было отражено нападение горцев, которых было во много раз больше.
- Тогда в числе защитников были и женщины.
- В начале 1570-х годов по первому Уставу сторожевой казачьей службы князя Воротынского, казаки поделились на городовых, полковых, сторожевых и станичных.
Позже в 1577 году астраханский воевода Лукьян Новосильцев перестроил одну из первых гарнизонных укреплений Кавказа в мощную крепость Терки. В ней служили царские ратники и вольные казаки, которые оказывали поддержку народам, присягнувшим на верность России.
Какие фамилии были у казаков?
Фамилии казачьи, происходящие от географических названий, преимущественно городов, городков и станиц (Богаевский, Букановский, Каргальск(ий)ов, Кундрюцков, Терновсков, Хоперский, Кумшацков, Богучарсков, Самарин, Короченцов и т.
Какая внешность у казаков?
Казаки -малороссы Основными чертами их облика является средний рост, более смуглая пигментация кожи, темные волосы, круглая голова, короткий или толстый нос с горбинкой, жгучие глаза, нависший лоб, длинные ноги, короткий стан.
На каком языке говорят казаки?
За две тысячи лет язык казачьих племен менялся неоднократно. В самом истоке это был «скифский язык», на котором общались готские и сарматские (кавказские) племена общего индоевропейского корня. По Овидию («Понтийские летописи») скифы (сарматы и готы) говорили одним языком, но на разных наречиях.
- Письменность этого периода была руническая, все священные храмовые книги раннего периода апостольского христианства были выполнены особым скифским алфавитом, позже названным «антикумом».
- После того, как на территории бывшей Скифии с X века образовалось княжество Тмутаракань (Азовская Русь, как провинция Киевской Руси), племена, его населяющие, стали ускорено переходить на древнеславянский язык.
Священные книги со скифского «антикума» переписывались «кириллицей» на церковнославянский язык русского (русьского) православия. При нашествии татаро-монгольской Орды на Русь казаки, находясь в составе ордынских войск на основе «тамги» (то есть «дани по людям»), вынуждены были использовать государственный язык Орды – татарский.
Низовые донские и запорожские казаки вплоть до начала XIX века говорили и по-русски (по-славянски), и по-татарски (по-тюрски). Многие тюркские слова и выражения остались в казачьем диалекте до настоящего времени.Л.Н. Толстой служил на Кавказе и писал в повести «Казаки»: «Молодец-казак щеголяет знанием татарского языка и, разгулявшись, даже со своим братом говорит по-татарски».
Язык является основной опорой этнического самосознания. Именно язык связывает все области расселения любого этноса и четко обозначает этнические границы, которые не всегда совпадают с границами административными. Казаки нашего времени пользуются русским языком.
Общая территория проживания и, конечно же, язык общения племен сформировал устойчивый русскоязычный казачий этнос. В настоящее время в литературной и канцелярской формах мало отличается от языка русского (великорусского). Казачья народная речь делится на несколько диалектов, из которых одни больше, а другие меньше отличаются от того же русского языка.
Диалекты великорусского (русского) и малоросского (украинского) языков. На Дону – гутор, на Кубани – балачка. Наши диалекты принадлежат нам по праву совместного владения с русскими диалектами и исправно выполняют назначенную им роль в общении между людьми и в деле создания, нашей художественной литературы.
Они служат нашим национальным интересам, интересам нашей национальной культуры так же, как французские диалекты служат бельгийцам или или швейцарцам, английские – ирландцам и американцам, а тюркские языки кроме Турции – целому сонму азиатских народов. Отсюда следует, что язык, как явление переменное, неустойчивое, может считаться признаком национальной принадлежности только условно.
Русские историки не хотят признавать независимого от русских происхождения казаков, ссылаясь и на язык, утверждая, что казаки – русские люди, говорящие на одном с русскими языке. Вместе с тем, единый русский литературный язык – совсем недавнего происхождения.
Как здороваться с казаками?
Утром говорили «Здорово, ночевал», днем «Здорово дневал», а вечером «Здорово вечерял». Другие были универсальны и звучали в любое время: ‘Здорово, брат казак!», «Здорово бывал», «Здорово, живешь», ‘Здорово поживал», «Здорово, был», «Здорово, бывал», «Здоровеньки булы» и в ответ чаще всего звучало: «Слава Богу».
Кто самый главный у казаков?
История — Первые чины ( должности ) у казаков так называемая казачья старшина (Дон, Запорожье и так далее), позже появилась и Генеральная старшина — атаман, гетман, писарь, кантарей, сотник, десятник — были выборные. Позднее появление чинов в казачьих войсках ( полковник, наказной атаман, войсковой писарь, войсковой судья, есаул и так далее) относится к XV — XVI векам, что было связано с развитием войсковой организации казачества как войск в системе Русского государства.
- В Русском войске чины впервые были введены в середине XVI столетия в стрелецком войске,
- Городовые казаки Русского государства в XVI—XVIII веках находились в «приборе» у своего головы, который и набирал их на службу.
- Казачий «голова» непосредственно подчинялся городовому воеводе или осадному «голове».
Нормальный состав «прибора» исчислялся в 500 человек. «Приборы» делились на сотни, которые находились в «приказе» у сотников. Сотни, в свою очередь, подразделялись на полусотни (во главе с пятидесятниками) и десятки (во главе с десятниками). Права и обязанности должностных лиц городовых казаков соответствовали функциям таких же должностных лиц у стрельцов.
Размещенные по городам казаки получали название того города, где были поселены. У казаков, поступивших на службу отрядами ( станицами ), сохранялись их выборные атаманы, подчинявшиеся казацкому «голове» или городовому воеводе, Особняком стояли сторожевые казаки, часто подчинявшиеся своему отдельному «голове».
Чин рядового сторожевого казака был выше чина пятидесятника городовых казаков. Казачьи атаманы, «головы», сотники и сторожевые казаки были приравнены к « детям боярским » и получали за свою службу не только деньги, но и земельные наделы. Последний русский царь и первый всероссийский император Пётр I установил единую систему военных, гражданских и придворных чинов, которая была окончательно закреплена в 1722 году в «Табели о рангах».
штаб-офицеры (старшие офицеры) — полковник, подполковник и войсковой старшина ; обер-офицеры (младшие офицеры) — есаул, сотник, хорунжий ; нижние чины — вахмистр, урядник, приказный и казак (рядовой).
В дальнейшем эта система чинов (воинских должностей — званий) в казачьих войсках больше изменений не терпела. В 1880 году вводится чин подхорунжего. В 1884 году чин подполковника заменяется чином войскового старшины, который раньше соответствовал армейскому майору, и введен чин подъесаула, равный штаб-ротмистру в армейской кавалерии.
Какой характер у казаков?
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветривались и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы.
- Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны.
- В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен.
- С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость.
С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и и вдовиц, защищай от врагов Отечество.
Но прежде всего крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ. Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка.
Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой старины. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписанные казачьи домашние законы: 1.
Уважительное отношение к старшим.2. Безмерное почитание гостя.3. Уважение к женщине (матери, сестре, жене). Казак и родители Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью заботой о них сына и дочери. Сыновний и дочерний долг перед родителями считался исполненным после того, когда будут справлены поминки сорокового дня, после ухода их в мир иной.
Крестная мать помогала родителям готовить к будущей замужней жизни девочку-казачку, приучала ее к домашнему хозяйству, рукоделию, бережливости, труду. На крестного отца возлагалась главной обязанностью подготовка казачонка к службе, причем за военную подготовку казака спрос с крестного отца был большим, чем с родного отца.
Как правильно обращаться к казакам?
Отношение к женщине — Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины. В семейном быту взаимоотношения между мужем и женой определялось согласно христианского учения (священного писания).
- «Не муж для жены, а жена для мужа».
- «Да убоится жена мужа».
- При этом придерживались вековых устоев – мужчина не должен вмешиваться в женские дела, женщина – в мужские.
- Обязанности были строго регламентированы самой жизнью.
- Кто и что в семье должен делать – четко разделено.
- Считалось за позор, если мужчина занимался женскими делами.
Строго придерживались правила: никто не имеет права вмешиваться в семейные дела. Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее – ибо женщина – будущее твоего народа. Характерный пример защиты женщины описан в повести казачьего писателя Гария Немченко.
- В 1914 году, утром по станице Отрадной проскакал казак с красным флагом, оповещая войну.
- К вечеру Хоперский полк уже двигался в походной колонне к месту сбора.
- Вместе с полком, естественно, ехали провожающие – старики и женщины.
- Одна из женщин управляла лошадью, запряженную в бричку, и проехала одной стороной колес по помещичьему полю.
Один из офицеров, известный на весь полк по фамилии Эрдели, подъехал к женщине и хлестнул ее за это плетью. Из колонны выехал казак и срубил его. Такие были казаки, так свято чтили свои обычаи. Обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе (круге) даже для разрешения вопросов ее личного характера.
За нее с ходатайством выступал или представлял прошение или жалобу отец, старший брат, крестный или атаман. В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необходимости. Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на матери-казачке.
Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне и пребывание его в семье, станице было кратковременным. Однако, главенствующая роль как в семье, так и в казачьем обществе принадлежало мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка казачьего быта.
- Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех его членов и примером в этом являлась жена казака – мать его детей.
- Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но все взрослое население хутора, станицы.
- За непристойное поведение подростка взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто «надрать уши», а то и «угостить» легкой оплеухой, сообщить о случившемся родителям, которые незамедлительно «добавят».
Родители удерживались от выяснения своих отношений в присутствии детей. Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени и отчеству, как отец и мать мужа (свекровь и свекор) для жены, так и мать и отец жены (тесть и теща) для мужа являлись Богоданными родителями.
Почему казахи а не казаки?
Свободные люди — Казахи как этнос также сформировались в XV веке, находясь в составе Узбекского ханства. Недовольная жесткой политикой местного правителя хана Абулхаира, часть монгольских и тюркских племён откочевала к границам Туркестана, в центральную Азию. Будущие казахи были типичными кочевниками и жили бок о бок с Русским царством и другими южными ханствами. В России, чтобы не путать их с запорожскими и донскими казаками, кочевников называли киргизами, что очень всех обижало. На реформы пошли только спустя 200 лет.
В 1925 году большевики официально переименовали Киргизскую АССР в Казакскую. Чтобы не путать одних с другими, нацию назвали киргиз-казаками. В 1936 году была организована новая реформа и Казакскую АССР переименовали в Казахскую. Так появился Казахстан. Таким образом, «казак» и «казах» являются родственными словами и означают «свободных людей».
Разница между ними лишь в географии и этническом составе. Казаки – это славянские народы, жившие в Причерноморье. Казахи – результат смешения тюркских и монгольских племен.
Кто по национальности Кубанские казаки?
Главная страница / Информационные материалы / ← Состав вооруженных сил
Казачьи войска – особая часть русской армии, комплектовавшаяся представителями казачества – сословия, исторически сложившегося среди населения ряда пограничных областей Российской империи, пользовавшегося особыми правами и льготами на условии обязательной и общей воинской повинности и имевшего свое особенное организационное устройство.
К началу XX века в подчинении военного министерства находилось 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское и Уссурийское), а также казачье население Иркутской и Енисейской губерний. В 1900 г., по данным Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел, в казачьих областях проживало более 3 144 тыс.
человек обоего пола, принадлежавших к казачьему сословию, что составляло 2,4% тогдашнего населения России. По национальности 78% казаков были русскими, 17% – украинцами, а оставшиеся 5% приходились на причисленных к казачеству калмыков, осетин, татар, бурят, монголов и якутов.
Атаманом всех казачьих войск традиционно с 1827 г. числился наследник престола. Фактически общее управление казачьими войсками осуществлял Казачий отдел Главного штаба (с 1910 г.), а вопросами мобилизации и боевой подготовки ведало Главное управление генерального штаба. Условия и порядок прохождения воинской службы казачества отличались от установленных для остального населения страны.
Согласно уставу о всеобщей воинской повинности 1874 г., казаки состояли на службе только 20 лет: с 18 до 38. Первые три года казаки числились в «приготовительном разряде» и должны были приобрести обмундирование, снаряжение, обучиться военному делу для прохождения строевой службы в войсках.
- Следующие двенадцать – в «строевом разряде».
- Но действительную службу несли только четыре года в частях первой очереди.
- Следующие четыре года служили в частях второй очереди.
- А затем – в частях третьей очереди и проживали в станицах.
- Пребывая в частях второй очереди, казаки ежегодно собирались в лагеря.
Числясь в частях третьей очереди, проходили один лагерный сбор. После «строевого разряда» казаки переводились на пять лет в «запасной разряд». После него – в ополчение. В 1909 году за счет сокращения «приготовительного разряда» на два года срок военной службы казаков был уменьшен до 18 лет.
- Комплектование армейских казачьих частей производилось так, чтобы в каждый полк (пластунский батальон) поступали казаки из одних и тех же станиц и хуторов.
- В связи с этим в сотнях между казаками были тесные дружественные или родственные связи, что, в совокупности со сложившимися традициями, отличало их высокой стойкостью и взаимовыручкой в бою.
Гвардейские и артиллерийские части комплектовались отборными казаками всего войска. Подготовка офицерского состава для казачьих войск осуществлялась, в основном, в казачьих училищах – Новочеркасском и Оренбургском, а также в казачьей сотне Николаевского кавалерийского училища.
Какая зарплата у казаков?
В России атаман Аланского республиканского окружного казачьего общества Терского Войскового казачьего общества Тимур Адырхаев обратился к казакам с предложением пополнить мобилизационный резерв вооруженных сил. Предложение актуально для мужчин в возрасте от 18 до 52 лет.
- Платить много не обещают – от четырех до шести тысяч рублей.
- То есть от 50 до 80 долларов в месяц.
- Зато во время пребывания в мобрезерве работодателя казака обяжут сохранить за ним рабочее место и трудовой стаж.
- Это уже не первое подобное предложение.
- В конце июня полпред президента Юрий Чайка предложил формировать казачьи подразделения в составе Росгвардии.
Владимир Путин идею поддержал. Де-факто казаки и так находятся в России на государственной службе. Например, власти привлекают их к охране порядка во время митингов. Причем как санкционированных, так и несанкционированных. До сих пор у них не было с собой табельного оружия, но это не значит, что казаки были безоружны.
- С чем они приходили к оппозиционерам и что сами думают о перспективе стать частью Росгвардии – подробности у Юрия Баранюка.
- В теории у российского казака на митинге прав столько же, сколько у обычного дружинника.
- Все эти права прописаны в 44-м федеральном законе.
- В первую очередь казаки должны помогать полиции.
Но 5 мая 2018 года во время акции «Он нам не царь», приуроченной к инаугурации Владимира Путина, офицеры и рядовые сотрудники, наоборот, просто наблюдали, как казаки зачищали Пушкинскую площадь. Без специальных щитов, дубинок и электрошокеров, зато с нагайками казаки врывались в толпу людей, которые не оказывали никакого сопротивления.
Именно такие, кстати, в последние годы чаще всего и становились их жертвами. В Сочи в 2014 году казаки избили безоружных девушек панк-группы Pussy Riot. В Анапе в мае 2016 года казаки напали на группу Алексея Навального. В 2017 году в Краснодаре крепкие мужчины в папахах пришли громить только что открывшийся предвыборный штаб Навального.
Каждый раз рядом по странной случайности не было ни одного сотрудника правоохранительных органов. Краснодарский край – это место, где казаки чувствуют себя особенно уверенно и выполняют роль своеобразной политической полиции. «В основном они не ходят по одному.
Если идет казак, он обычно идет с кем-то из сотрудников полиции, они активно участвуют, когда можно ходить было на 9 мая, они ходили, вели свои какие-то псевдовойска, – рассказывает жительница Сочи Наталья Брускова. – Они участвуют в каких-то таких общественных организациях. То есть, где сотрудники администрации, где депутаты, там и казаки со своими шапками.
Когда были митинги в январе и апреле в поддержку Алексея Навального – казаков было очень много». Казаки занимаются не только политикой. Они пытаются принимать участие в благотворительных акциях. Например, когда произошло наводнение в Крымске, казаки Петербурга собрали передачу и даже хотели сами выехать на помощь жителям Краснодарского края.
Где жили Яицкие казаки?
Уральские казаки размещаются на западе Уральской области (ныне северо-западные области Казахстана и юго-западная часть Оренбургской области), по среднему и нижнему течению реки Урал (до 1775 — Яик).
Кто по национальности были запорожские казаки?
С подачи современных украинских историков, словосочетание «украинское казачество» прочно вошло в наш лексикон и начало обрастать разными восторженными эпитетами: «самобытный национальный феномен», «исключительно украинское явление» и т.д. При этом «свидомые» не замечают даже тот факт, что казаки на Дону упоминаются в источниках на много лет раньше (в 1444 г.), чем в Запорожье, и, если уж определяться: донцы – русские, запорожцы – украинцы, то казацкий приоритет уйдет к нашему северному соседу.
За одной передержкой следует другая – уже все казаки без исключения объявляются украинцами, и на этом основании появляются карты «Этнографических границ Украины», включающие Кубань, Дон, Ставрополье, Воронежчину. Ну, а если попробовать приглядеться повнимательней к «украинскому казацтву» – насколько оно было украинским? В казацком реестре времен Хотинской войны 1621 среди полковников значатся, например, Мойсей Писарок и Цецюра Семрок.
Спустя несколько лет, в 1625 на Украине прошло крупное казацкое восстание, которое возглавил гетман Марк Измаил. В позднейшей исторической литературе его слегка украинизировали, и теперь он проходит во всех учебниках как Марко Жмайло. Но в ранних источниках он значится именно как Измаил.
- Спустя еще несколько лет, возвращаясь из Крымского похода 1628 года, казаки вместо погибшего Дорошенко выбрали гетманом некоего Мойзерницу.
- В 1630-е среди реестровой казацкой старшины был известен Илья Караимович (гетман в 1633 и 1637).
- Украинская национальность данных казацких лидеров вызывает у автора большие сомнения.
На мой субъективный взгляд, они, скорее, принадлежали к еврейской нации (напомним, караимы – одна из сект иудаизма). Профессиональные историки хорошо знают, что знаменитый сподвижник Б.Хмельницкого полковник Морозенко, прославленный в народной думе, на самом деле был польский шляхтич по имени Станислав Мрозовецкий.
- Другой его соратник – киевский полковник Михаил (Станислав) Кричевский, героически погибший в 1649 при обороне столицы от литовцев.
- Многие историки, например Костомаров, писали о польском происхождении Мазепы, чье полное имя звучит так: Ян Стефанович Мазепа-Колединский.
- Не будем уже говорить о ранних казацких гетманах конца ХVІ в., простое перечисление имен которых наводит на определенные размышления: Ян Оришовский, Войтех Чановицкий, Самуил Зборовский, Кирик Ружинский, Криштоф Косинский, Криштоф Нечковский, Николай Зацвилиховский, Арковский, Кремпский, Пырский и т.п.
Их национальность не вызывает сомнения – это поляки. Английский историк Э.Карр, автор фундаментальной 14-томной «Истории Советской России», считал поляком и Богдана Хмельницкого (Т.1, с.237). В 1641 упоминается казацкий атаман Стенька Волошенин (волохами в то время называли молдаван).
Кто по национальности Кубанские казаки?
Главная страница / Информационные материалы / ← Состав вооруженных сил
Казачьи войска – особая часть русской армии, комплектовавшаяся представителями казачества – сословия, исторически сложившегося среди населения ряда пограничных областей Российской империи, пользовавшегося особыми правами и льготами на условии обязательной и общей воинской повинности и имевшего свое особенное организационное устройство.
- К началу XX века в подчинении военного министерства находилось 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское и Уссурийское), а также казачье население Иркутской и Енисейской губерний.
- В 1900 г., по данным Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел, в казачьих областях проживало более 3 144 тыс.
человек обоего пола, принадлежавших к казачьему сословию, что составляло 2,4% тогдашнего населения России. По национальности 78% казаков были русскими, 17% – украинцами, а оставшиеся 5% приходились на причисленных к казачеству калмыков, осетин, татар, бурят, монголов и якутов.
Атаманом всех казачьих войск традиционно с 1827 г. числился наследник престола. Фактически общее управление казачьими войсками осуществлял Казачий отдел Главного штаба (с 1910 г.), а вопросами мобилизации и боевой подготовки ведало Главное управление генерального штаба. Условия и порядок прохождения воинской службы казачества отличались от установленных для остального населения страны.
Согласно уставу о всеобщей воинской повинности 1874 г., казаки состояли на службе только 20 лет: с 18 до 38. Первые три года казаки числились в «приготовительном разряде» и должны были приобрести обмундирование, снаряжение, обучиться военному делу для прохождения строевой службы в войсках.
- Следующие двенадцать – в «строевом разряде».
- Но действительную службу несли только четыре года в частях первой очереди.
- Следующие четыре года служили в частях второй очереди.
- А затем – в частях третьей очереди и проживали в станицах.
- Пребывая в частях второй очереди, казаки ежегодно собирались в лагеря.
Числясь в частях третьей очереди, проходили один лагерный сбор. После «строевого разряда» казаки переводились на пять лет в «запасной разряд». После него – в ополчение. В 1909 году за счет сокращения «приготовительного разряда» на два года срок военной службы казаков был уменьшен до 18 лет.
- Комплектование армейских казачьих частей производилось так, чтобы в каждый полк (пластунский батальон) поступали казаки из одних и тех же станиц и хуторов.
- В связи с этим в сотнях между казаками были тесные дружественные или родственные связи, что, в совокупности со сложившимися традициями, отличало их высокой стойкостью и взаимовыручкой в бою.
Гвардейские и артиллерийские части комплектовались отборными казаками всего войска. Подготовка офицерского состава для казачьих войск осуществлялась, в основном, в казачьих училищах – Новочеркасском и Оренбургском, а также в казачьей сотне Николаевского кавалерийского училища.
В чем разница между казахами и казаками?
19.04.2007 И вновь тема обзора подсказана читателем. Казак и казах – удивительно похожие друг на друга слова, но делает ли это их родственными? Есть ли между ними что-то общее? С точки зрения современных значений данных слов, они никаким образом не взаимосвязаны. В 15-16 веках невыносимые условия крепостничества и национально-религиозный гнёт на захваченной Польшей Украине и в Польско-Литовском государстве привели к массовому бегству крестьян и посадских людей на незанятые земли на юго-востоке. Потому-то колыбелью казачества считаются юго-восточные окраины России и Украины.
- Поселившиеся по рекам Днепр, Дон и Яик и их притокам беглые крестьяне и посадские люди сами себя называли «вольными людьми» – казаками.
- Слово было позаимствовано из тюркской группы языков: kazak – «свободный, независимый человек, искатель приключений, бродяга».
- Отсюда же происходит и название национальности «казах» – вот и родство.
Во множественном числе «казаки» ударение может падать на второй и на последний слоги. Первый вариант устаревает, хотя он ближе к оригинальному произношению (казАки – казАчество). Видимо, это связано с тем, что при склонении по падежам слово звучит очень схоже с «казАхами», что смущает и говорящего и слушающего.
Что касается формы « козак », то в русском языке она встречается гораздо реже, чем слово « казак », хотя и является его орфографически правильным синонимом и во всех европейских языках пишется именно так – через «о»: по-английски Cossack, по-немецки Kosak, по-французски cosaque, по-итальянски cosacco, по-испански cosaco,
Ежи Лисовский
Какая вера была у казаков?
Большую часть терского казачества составляли православные христиане. Наиболее значительными религиозными праздниками у казаков были Рождество Христово, Пасха и престольные праздники. В аграрно-календарных праздниках (Святки, Масленица) отразились следы дохристианских верований.