Фамилии казачьи, происходящие от географических названий, преимущественно городов, городков и станиц ( Богаевский, Букановский, Каргальск(ий)ов, Кундрюцков, Терновсков, Хоперский, Кумшацков, Богучарсков, Самарин, Короченцов и т.
Какой национальности были казаки?
Не следует путать с Казаками — украинской мужской танцевальной группой. Каза́ки́ ( др.-рус. коза́къ ; укр. козаки́ ; польск. kozacy — предположительно от тюркского слова, значившего «удалец, вольный человек» ) — этносословная и субэтническая группа русских и других восточнославянских народов, По некоторым оценкам — народ, Принято считать, что в основе субэтноса в России преобладали русские,
- Также в формировании некоторых войск участвовали украинцы (потомки запорожцев составили основу черноморцев на Кубани, в значительно меньшей степени участвовали в формировании кубанских линейцев, донских, оренбургских и сибирских казаков).
- Кроме того, в сословие казаков входили группы белорусов, южных славян, греков, татар, мордвы-эрзи, башкир, калмыков, бурят, осетин и других народов.
Отдельные группы казаков сохраняли обособленность, особенности языка и культуры, этническое самосознание, Казаки в сословном отношении делились на сельских обывателей, дворян, купцов (т.н. «торговые казаки», ( укр. чумаки )) и казачье духовенство, До конца XVII века в Русском царстве также существовали особые категории служилых людей — беломестные казаки и городовые казаки, до конца XIX века — станичные казаки, до 1920 года — сибирские городовые казаки, а в Речи Посполитой были надворные казаки, реестровые казаки, охочекомонные казаки и лисовчики,
- Широко распространена точка зрения на казаков как на «особый субэтнос, впоследствии ставший этносом », высказанная Л.Н.
- Гумилёвым,
- Такую точку зрения поддерживает ряд российских этнологов и антропологов,
- Однако вопрос этноидентификации казаков является наиболее дискуссионным и вызывает самые противоречивые оценки историков и этнографов, которые указывают на различное этническое происхождение казаков, несмотря на распространённое мнение об их этнической общности,
Антропологический анализ казаков не позволяет вести речь об их едином этнографическом происхождении, поскольку в казачьей среде не всегда прослеживается некая особая антропологическая общность — ни смешанная, ни переходная,
Какая внешность у казаков?
Казаки -малороссы Основными чертами их облика является средний рост, более смуглая пигментация кожи, темные волосы, круглая голова, короткий или толстый нос с горбинкой, жгучие глаза, нависший лоб, длинные ноги, короткий стан.
Откуда произошла фамилия казаков?
Происхождение фамилии — Слово «казак» Архивная копия от 10 марта 2014 на Wayback Machine тюркского происхождения. Его первоначальное значение «отделившийся, отложившийся от своего рода», Следует заметить, что ведшие кочевой образ жизни тюркские народы отличались строгой родоплеменной организацией.
- Некоторые люди тяготились этим, выходили из своего рода, формировали небольшие отряды, участвовавшие в военных действиях.
- В русских грамотах слово «казак» встречается с 1395 года,
- Очень часто приходится слышать, что фамилия Казаков «не имеет отношения к казачеству, так как она часто встречается на севере, где казаков не было»,
На самом деле это далеко не так.С.М. Соловьёв в «опись городам, ведомым в разряде, в 1668 г.» указывает следующее: «В Новгороде Великом : новгородских пеших козаков 150». Однако вполне можно согласиться с тем, что фамилия Казаков отсутствует в казачьих войсках ( сословии ) Российской Империи,
- Ведь было бы вполне логично, получить такую фамилию именно в инородной среде.
- В Удмуртии, в деревне Степанёнки проживали старообрядцы — кержаки, которые утверждали, что они «казацкого роду» и поэтому носят фамилию Казаковы.
- На основе архивных данных в 1928 году в деревне Степанёнки был 21 двор, в количестве 99 человек.
Все жители деревни носили фамилию Казаковы. Нужно различать казаков от казачьего сословия, казаки как «вольная» социальная группа людей славяно-тюркского происхождения — проживали на всей территории Российской Империи. Казахский народ именует себя на своём языке не иначе как «казаками», и от этого народа вполне могла возникнуть фамилия.
- На Нижегородчине к примеру, носители фамилии компактно проживают на юге области и в самом Нижнем Новгороде — где проходила засечная черта с казачьим населением ( городовые казаки ), в то время как на севере области фамилия почти полностью отсутствует.
- Причём в Мещере, отождествлялось два, казалось бы, разных понятия «татары» и «казаки».
Простые татары у русских назывались казаками, да и сами они себя тоже называли казаками, Известен наместник Курмышского уезда новокрещённый татарин Казаков — предок князей Шейсуповых ; первый в истории человек носящий эту фамилию. Можно с некоторой уверенностью заявить, что нынешние Казаковы живущие от Рязани до Арзамаса, потомки тех самых татар, пришедших из Золотой Орды на службу молодому Московскому государству,
Эти казаки, активно участвовали в защите и расширении государственных границ. По некоторым данным, от этих мещерских казаков, произошли донские казаки и первого донского атамана звали вполне по-татарски Сары-Азман. В XVIII—XIX вв., в Мещере — казаками стали называть потомков этих татарских поселенцев, уже порядком обрусевших, занимавшихся сельским хозяйством.
Некоторые из них, были включены в состав башкиро-мещерякского казачьего войска, Стоит упомянуть и казаков казанских, упоминаемые в русских летописях. В Поволжье фамилия могла возникнуть от переселенцев с Украины (см. Жёлтый Клин ) и от всеми известных волжских казаков,
Почему казаков называют казаками?
От турецко-татарского «каз» — гусь; из монгольского языка, где «ко» — броня, защита; «зах» — граница; таким образом, «козак» — защитник границы.
На каком языке говорят казаки?
За две тысячи лет язык казачьих племен менялся неоднократно. В самом истоке это был «скифский язык», на котором общались готские и сарматские (кавказские) племена общего индоевропейского корня. По Овидию («Понтийские летописи») скифы (сарматы и готы) говорили одним языком, но на разных наречиях.
Письменность этого периода была руническая, все священные храмовые книги раннего периода апостольского христианства были выполнены особым скифским алфавитом, позже названным «антикумом». После того, как на территории бывшей Скифии с X века образовалось княжество Тмутаракань (Азовская Русь, как провинция Киевской Руси), племена, его населяющие, стали ускорено переходить на древнеславянский язык.
Священные книги со скифского «антикума» переписывались «кириллицей» на церковнославянский язык русского (русьского) православия. При нашествии татаро-монгольской Орды на Русь казаки, находясь в составе ордынских войск на основе «тамги» (то есть «дани по людям»), вынуждены были использовать государственный язык Орды – татарский.
Низовые донские и запорожские казаки вплоть до начала XIX века говорили и по-русски (по-славянски), и по-татарски (по-тюрски). Многие тюркские слова и выражения остались в казачьем диалекте до настоящего времени.Л.Н. Толстой служил на Кавказе и писал в повести «Казаки»: «Молодец-казак щеголяет знанием татарского языка и, разгулявшись, даже со своим братом говорит по-татарски».
Язык является основной опорой этнического самосознания. Именно язык связывает все области расселения любого этноса и четко обозначает этнические границы, которые не всегда совпадают с границами административными. Казаки нашего времени пользуются русским языком.
- Общая территория проживания и, конечно же, язык общения племен сформировал устойчивый русскоязычный казачий этнос.
- В настоящее время в литературной и канцелярской формах мало отличается от языка русского (великорусского).
- Казачья народная речь делится на несколько диалектов, из которых одни больше, а другие меньше отличаются от того же русского языка.
Диалекты великорусского (русского) и малоросского (украинского) языков. На Дону – гутор, на Кубани – балачка. Наши диалекты принадлежат нам по праву совместного владения с русскими диалектами и исправно выполняют назначенную им роль в общении между людьми и в деле создания, нашей художественной литературы.
Они служат нашим национальным интересам, интересам нашей национальной культуры так же, как французские диалекты служат бельгийцам или или швейцарцам, английские – ирландцам и американцам, а тюркские языки кроме Турции – целому сонму азиатских народов. Отсюда следует, что язык, как явление переменное, неустойчивое, может считаться признаком национальной принадлежности только условно.
Русские историки не хотят признавать независимого от русских происхождения казаков, ссылаясь и на язык, утверждая, что казаки – русские люди, говорящие на одном с русскими языке. Вместе с тем, единый русский литературный язык – совсем недавнего происхождения.
Какая вера была у казаков?
Большую часть терского казачества составляли православные христиане. Наиболее значительными религиозными праздниками у казаков были Рождество Христово, Пасха и престольные праздники. В аграрно-календарных праздниках (Святки, Масленица) отразились следы дохристианских верований.
Почему казаки с усами?
Казаки в первую очередь воспринимали свои усы не как атрибут чего-либо, а как признак славы и достоинства мужчины. Казачий народ очень ценил свою растительность на лице, ухаживал за усами и придавал им раскидистую форму, напоминающую крылья летящей птицы.
Кто по национальности Кубанские казаки?
Главная страница / Информационные материалы / ← Состав вооруженных сил
Казачьи войска – особая часть русской армии, комплектовавшаяся представителями казачества – сословия, исторически сложившегося среди населения ряда пограничных областей Российской империи, пользовавшегося особыми правами и льготами на условии обязательной и общей воинской повинности и имевшего свое особенное организационное устройство.
- К началу XX века в подчинении военного министерства находилось 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское и Уссурийское), а также казачье население Иркутской и Енисейской губерний.
- В 1900 г., по данным Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел, в казачьих областях проживало более 3 144 тыс.
человек обоего пола, принадлежавших к казачьему сословию, что составляло 2,4% тогдашнего населения России. По национальности 78% казаков были русскими, 17% – украинцами, а оставшиеся 5% приходились на причисленных к казачеству калмыков, осетин, татар, бурят, монголов и якутов.
Атаманом всех казачьих войск традиционно с 1827 г. числился наследник престола. Фактически общее управление казачьими войсками осуществлял Казачий отдел Главного штаба (с 1910 г.), а вопросами мобилизации и боевой подготовки ведало Главное управление генерального штаба. Условия и порядок прохождения воинской службы казачества отличались от установленных для остального населения страны.
Согласно уставу о всеобщей воинской повинности 1874 г., казаки состояли на службе только 20 лет: с 18 до 38. Первые три года казаки числились в «приготовительном разряде» и должны были приобрести обмундирование, снаряжение, обучиться военному делу для прохождения строевой службы в войсках.
- Следующие двенадцать – в «строевом разряде».
- Но действительную службу несли только четыре года в частях первой очереди.
- Следующие четыре года служили в частях второй очереди.
- А затем – в частях третьей очереди и проживали в станицах.
- Пребывая в частях второй очереди, казаки ежегодно собирались в лагеря.
Числясь в частях третьей очереди, проходили один лагерный сбор. После «строевого разряда» казаки переводились на пять лет в «запасной разряд». После него – в ополчение. В 1909 году за счет сокращения «приготовительного разряда» на два года срок военной службы казаков был уменьшен до 18 лет.
- Комплектование армейских казачьих частей производилось так, чтобы в каждый полк (пластунский батальон) поступали казаки из одних и тех же станиц и хуторов.
- В связи с этим в сотнях между казаками были тесные дружественные или родственные связи, что, в совокупности со сложившимися традициями, отличало их высокой стойкостью и взаимовыручкой в бою.
Гвардейские и артиллерийские части комплектовались отборными казаками всего войска. Подготовка офицерского состава для казачьих войск осуществлялась, в основном, в казачьих училищах – Новочеркасском и Оренбургском, а также в казачьей сотне Николаевского кавалерийского училища.
Кто такие казаки простыми словами?
А откуда появились казаки? — Коротко. Главная теория такая: это потомки людей, которые бежали на юг и восток России и там образовали свое сообщество. Этот вопрос пересекается с дискуссией об идентификации казачества. Две основные теории дают на этот счет противоположные ответы. Согласно самой распространенной, казаки — потомки людей, веками бежавших на южные и восточные окраины России из центральных областей и присоединившихся к ним инородцев — от калмыков до поляков и немцев. Другая теория, которую не разделяет большинство академических историков, возводит казаков к коренному населению степей южной Руси. Сторонники этой теории предками казаков называли кавказцев (черкесов), тюрков-половцев, скифов, а также смешанные этнические группы, Адольф Гитлер писал, что казаки происходят от германцев — ост-готов. Современные историки объясняют, что в вопросе происхождения казаков произошла лингвистическая и историческая путаница. Когда в конце XIV века Золотая Орда была разгромлена Тамерланом и распалась на несколько ханств, многие тюркские роды перешли к бродячему образу жизни; такие «бродяги», жившие грабежом и наемничеством, назывались у тюрков казаками. На Руси их именовали «татаровя ордынские казаки». Потом это название для «бродяг» было заимствовано соседними народами. Согласно Николаю Карамзину, в 1444 году в Рязани столкнулись татарские мещерские казаки царевича Мустафы с русскими рязанскими казаками (это, возможно, первое упоминание «неордынских» казаков на Руси). Для властей Московского княжества разница между «ордынскими» и «русскими» казаками сначала была небольшой: и те, и другие могли быть наняты на службу Москве. У «русских» было одно преимущество — они были православными. В 1538 году боярская Дума в письме Ногайскому хану так описывала многообразие казаков: «На Поле ходят казаки многие: казанцы, азовцы, крымцы, а иных наших украин казаки с ними смешавшись ходят». В XXI веке предпринята попытка проверить теории историков об этнических корнях казаков новыми методами.
Что означает фамилия козак?
Существует две версии происхождения фамилии Козак. Согласно первой версии, фамилия Козак, а также фамилии Казак, Козакевич, Козачок, Донец, Черноморец, Гайдамак и еще целый ряд еврейских фамилий, образованных от слова «казак» или названий различных казачьих войск,.
Какой характер у казаков?
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветривались и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы.
Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость.
С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и и вдовиц, защищай от врагов Отечество.
- Но прежде всего крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.
- Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка.
Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой старины. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписанные казачьи домашние законы: 1.
Уважительное отношение к старшим.2. Безмерное почитание гостя.3. Уважение к женщине (матери, сестре, жене). Казак и родители Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью заботой о них сына и дочери. Сыновний и дочерний долг перед родителями считался исполненным после того, когда будут справлены поминки сорокового дня, после ухода их в мир иной.
Крестная мать помогала родителям готовить к будущей замужней жизни девочку-казачку, приучала ее к домашнему хозяйству, рукоделию, бережливости, труду. На крестного отца возлагалась главной обязанностью подготовка казачонка к службе, причем за военную подготовку казака спрос с крестного отца был большим, чем с родного отца.
Почему казахи а не казаки?
Свободные люди — Казахи как этнос также сформировались в XV веке, находясь в составе Узбекского ханства. Недовольная жесткой политикой местного правителя хана Абулхаира, часть монгольских и тюркских племён откочевала к границам Туркестана, в центральную Азию. Будущие казахи были типичными кочевниками и жили бок о бок с Русским царством и другими южными ханствами. В России, чтобы не путать их с запорожскими и донскими казаками, кочевников называли киргизами, что очень всех обижало. На реформы пошли только спустя 200 лет.
В 1925 году большевики официально переименовали Киргизскую АССР в Казакскую. Чтобы не путать одних с другими, нацию назвали киргиз-казаками. В 1936 году была организована новая реформа и Казакскую АССР переименовали в Казахскую. Так появился Казахстан. Таким образом, «казак» и «казах» являются родственными словами и означают «свободных людей».
Разница между ними лишь в географии и этническом составе. Казаки – это славянские народы, жившие в Причерноморье. Казахи – результат смешения тюркских и монгольских племен.
Как здороваться с казаками?
Утром говорили «Здорово, ночевал», днем «Здорово дневал», а вечером «Здорово вечерял». Другие были универсальны и звучали в любое время: ‘Здорово, брат казак!», «Здорово бывал», «Здорово, живешь», ‘Здорово поживал», «Здорово, был», «Здорово, бывал», «Здоровеньки булы» и в ответ чаще всего звучало: «Слава Богу».
Какой национальности были донские казаки?
О чем рассказали гены — Исследование показало, что генетически донские казаки сходны с нанесением Южных областей России и Украины. В целом казачий генофонд неотличим от восточных славян. Наибольшая доля точных совпадений с гаплотипами казаков в 8% обнаружена в южнорусской популяции.6% генетического сходства прослеживается с населением Центральной России.
Самые большие потоки переселения шли с территории современных Воронежской, Курской, Орловской, Белгородской областей. Исследование показало, что население северных регионов России практически не принимало участия в формировании донских казаков. Выявлено небольшое влияние ногайских татар, которое вызвано смешанными браками и вхождением ряда татарских родов в состав войска донского.
Народы Кавказа – за исключением черкесов, генетически не связаны с донцами. Сходство с черкесами незначительно и связано с общим потоком генов между Восточной Европой и Кавказом. Полученный результат подтверждает гипотезу миграции предков казаков из Центральной и Восточной России на Дон.
Кто по национальности Кубанские казаки?
Главная страница / Информационные материалы / ← Состав вооруженных сил
Казачьи войска – особая часть русской армии, комплектовавшаяся представителями казачества – сословия, исторически сложившегося среди населения ряда пограничных областей Российской империи, пользовавшегося особыми правами и льготами на условии обязательной и общей воинской повинности и имевшего свое особенное организационное устройство.
К началу XX века в подчинении военного министерства находилось 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское и Уссурийское), а также казачье население Иркутской и Енисейской губерний. В 1900 г., по данным Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел, в казачьих областях проживало более 3 144 тыс.
человек обоего пола, принадлежавших к казачьему сословию, что составляло 2,4% тогдашнего населения России. По национальности 78% казаков были русскими, 17% – украинцами, а оставшиеся 5% приходились на причисленных к казачеству калмыков, осетин, татар, бурят, монголов и якутов.
Атаманом всех казачьих войск традиционно с 1827 г. числился наследник престола. Фактически общее управление казачьими войсками осуществлял Казачий отдел Главного штаба (с 1910 г.), а вопросами мобилизации и боевой подготовки ведало Главное управление генерального штаба. Условия и порядок прохождения воинской службы казачества отличались от установленных для остального населения страны.
Согласно уставу о всеобщей воинской повинности 1874 г., казаки состояли на службе только 20 лет: с 18 до 38. Первые три года казаки числились в «приготовительном разряде» и должны были приобрести обмундирование, снаряжение, обучиться военному делу для прохождения строевой службы в войсках.
Следующие двенадцать – в «строевом разряде». Но действительную службу несли только четыре года в частях первой очереди. Следующие четыре года служили в частях второй очереди. А затем – в частях третьей очереди и проживали в станицах. Пребывая в частях второй очереди, казаки ежегодно собирались в лагеря.
Числясь в частях третьей очереди, проходили один лагерный сбор. После «строевого разряда» казаки переводились на пять лет в «запасной разряд». После него – в ополчение. В 1909 году за счет сокращения «приготовительного разряда» на два года срок военной службы казаков был уменьшен до 18 лет.
Комплектование армейских казачьих частей производилось так, чтобы в каждый полк (пластунский батальон) поступали казаки из одних и тех же станиц и хуторов. В связи с этим в сотнях между казаками были тесные дружественные или родственные связи, что, в совокупности со сложившимися традициями, отличало их высокой стойкостью и взаимовыручкой в бою.
Гвардейские и артиллерийские части комплектовались отборными казаками всего войска. Подготовка офицерского состава для казачьих войск осуществлялась, в основном, в казачьих училищах – Новочеркасском и Оренбургском, а также в казачьей сотне Николаевского кавалерийского училища.
Кто по национальности были запорожские казаки?
С подачи современных украинских историков, словосочетание «украинское казачество» прочно вошло в наш лексикон и начало обрастать разными восторженными эпитетами: «самобытный национальный феномен», «исключительно украинское явление» и т.д. При этом «свидомые» не замечают даже тот факт, что казаки на Дону упоминаются в источниках на много лет раньше (в 1444 г.), чем в Запорожье, и, если уж определяться: донцы – русские, запорожцы – украинцы, то казацкий приоритет уйдет к нашему северному соседу.
За одной передержкой следует другая – уже все казаки без исключения объявляются украинцами, и на этом основании появляются карты «Этнографических границ Украины», включающие Кубань, Дон, Ставрополье, Воронежчину. Ну, а если попробовать приглядеться повнимательней к «украинскому казацтву» – насколько оно было украинским? В казацком реестре времен Хотинской войны 1621 среди полковников значатся, например, Мойсей Писарок и Цецюра Семрок.
В чем разница между ДОНСКИМИ и ЗАПОРОЖСКИМИ КАЗАКАМИ?
Спустя несколько лет, в 1625 на Украине прошло крупное казацкое восстание, которое возглавил гетман Марк Измаил. В позднейшей исторической литературе его слегка украинизировали, и теперь он проходит во всех учебниках как Марко Жмайло. Но в ранних источниках он значится именно как Измаил.
- Спустя еще несколько лет, возвращаясь из Крымского похода 1628 года, казаки вместо погибшего Дорошенко выбрали гетманом некоего Мойзерницу.
- В 1630-е среди реестровой казацкой старшины был известен Илья Караимович (гетман в 1633 и 1637).
- Украинская национальность данных казацких лидеров вызывает у автора большие сомнения.
На мой субъективный взгляд, они, скорее, принадлежали к еврейской нации (напомним, караимы – одна из сект иудаизма). Профессиональные историки хорошо знают, что знаменитый сподвижник Б.Хмельницкого полковник Морозенко, прославленный в народной думе, на самом деле был польский шляхтич по имени Станислав Мрозовецкий.
- Другой его соратник – киевский полковник Михаил (Станислав) Кричевский, героически погибший в 1649 при обороне столицы от литовцев.
- Многие историки, например Костомаров, писали о польском происхождении Мазепы, чье полное имя звучит так: Ян Стефанович Мазепа-Колединский.
- Не будем уже говорить о ранних казацких гетманах конца ХVІ в., простое перечисление имен которых наводит на определенные размышления: Ян Оришовский, Войтех Чановицкий, Самуил Зборовский, Кирик Ружинский, Криштоф Косинский, Криштоф Нечковский, Николай Зацвилиховский, Арковский, Кремпский, Пырский и т.п.
Их национальность не вызывает сомнения – это поляки. Английский историк Э.Карр, автор фундаментальной 14-томной «Истории Советской России», считал поляком и Богдана Хмельницкого (Т.1, с.237). В 1641 упоминается казацкий атаман Стенька Волошенин (волохами в то время называли молдаван).
Кто такие казаки на Руси?
А откуда появились казаки? — Коротко. Главная теория такая: это потомки людей, которые бежали на юг и восток России и там образовали свое сообщество. Этот вопрос пересекается с дискуссией об идентификации казачества. Две основные теории дают на этот счет противоположные ответы. Согласно самой распространенной, казаки — потомки людей, веками бежавших на южные и восточные окраины России из центральных областей и присоединившихся к ним инородцев — от калмыков до поляков и немцев. Другая теория, которую не разделяет большинство академических историков, возводит казаков к коренному населению степей южной Руси. Сторонники этой теории предками казаков называли кавказцев (черкесов), тюрков-половцев, скифов, а также смешанные этнические группы, Адольф Гитлер писал, что казаки происходят от германцев — ост-готов. Современные историки объясняют, что в вопросе происхождения казаков произошла лингвистическая и историческая путаница. Когда в конце XIV века Золотая Орда была разгромлена Тамерланом и распалась на несколько ханств, многие тюркские роды перешли к бродячему образу жизни; такие «бродяги», жившие грабежом и наемничеством, назывались у тюрков казаками. На Руси их именовали «татаровя ордынские казаки». Потом это название для «бродяг» было заимствовано соседними народами. Согласно Николаю Карамзину, в 1444 году в Рязани столкнулись татарские мещерские казаки царевича Мустафы с русскими рязанскими казаками (это, возможно, первое упоминание «неордынских» казаков на Руси). Для властей Московского княжества разница между «ордынскими» и «русскими» казаками сначала была небольшой: и те, и другие могли быть наняты на службу Москве. У «русских» было одно преимущество — они были православными. В 1538 году боярская Дума в письме Ногайскому хану так описывала многообразие казаков: «На Поле ходят казаки многие: казанцы, азовцы, крымцы, а иных наших украин казаки с ними смешавшись ходят». В XXI веке предпринята попытка проверить теории историков об этнических корнях казаков новыми методами.