Первый из них — Кубанский полк, его казаки были потомками донских и волжских, переселившихся на среднюю Кубань непосредственно после вхождения Кубани в состав России в 1780-х годах.
Какой национальности были казаки?
Не следует путать с Казаками — украинской мужской танцевальной группой. Каза́ки́ ( др.-рус. коза́къ ; укр. козаки́ ; польск. kozacy — предположительно от тюркского слова, значившего «удалец, вольный человек» ) — этносословная и субэтническая группа русских и других восточнославянских народов, По некоторым оценкам — народ, Принято считать, что в основе субэтноса в России преобладали русские,
- Также в формировании некоторых войск участвовали украинцы (потомки запорожцев составили основу черноморцев на Кубани, в значительно меньшей степени участвовали в формировании кубанских линейцев, донских, оренбургских и сибирских казаков).
- Кроме того, в сословие казаков входили группы белорусов, южных славян, греков, татар, мордвы-эрзи, башкир, калмыков, бурят, осетин и других народов.
Отдельные группы казаков сохраняли обособленность, особенности языка и культуры, этническое самосознание, Казаки в сословном отношении делились на сельских обывателей, дворян, купцов (т.н. «торговые казаки», ( укр. чумаки )) и казачье духовенство, До конца XVII века в Русском царстве также существовали особые категории служилых людей — беломестные казаки и городовые казаки, до конца XIX века — станичные казаки, до 1920 года — сибирские городовые казаки, а в Речи Посполитой были надворные казаки, реестровые казаки, охочекомонные казаки и лисовчики,
- Широко распространена точка зрения на казаков как на «особый субэтнос, впоследствии ставший этносом », высказанная Л.Н.
- Гумилёвым,
- Такую точку зрения поддерживает ряд российских этнологов и антропологов,
- Однако вопрос этноидентификации казаков является наиболее дискуссионным и вызывает самые противоречивые оценки историков и этнографов, которые указывают на различное этническое происхождение казаков, несмотря на распространённое мнение об их этнической общности,
Антропологический анализ казаков не позволяет вести речь об их едином этнографическом происхождении, поскольку в казачьей среде не всегда прослеживается некая особая антропологическая общность — ни смешанная, ни переходная,
Откуда пришли казаки?
«первые русские казаки были крестившиеся и обрусевшие татарские казаки, поскольку до конца XV в. все казаки, которые обитали как в степях, так и в славянских землях, могли быть только татары. Решающее значение для образования русского казачества имело влияние татарских казаков на пограничье русских земель.
Почему казаки переселились на Кубань?
После присоединения Правобережной Кубани в 1783 г. к России и юридического закрепления Ясским договором (1791 г.) новой границы по реке Кубани царское правительство приняло решение о заселении этого региона казаками для освоения земель и защиты от внешнего нашествия. Екатерина II. Российская императрица Грамотой от 30 июня 1792 г. императрица Екатерина II даровала кубанские земли Черноморскому казачьему войску, сформированному в 1787 г. из бывших запорожцев. Черноморские казаки получили около 3-х млн. десятин земли, простиравшейся между реками Кубанью и Еей, Черным и Азовским морями и устьем Лабы. Планомерное заселение Кубани российскими подданными началось после двух русско-турецких воин XVIII века. Прославившемуся в борьбе с турками Черноморскому войску (бывшим запорожцам) Екатерина II даровала земли Таманского полуострова с окрестнос-тями с целью охраны новых южных границ России.
В царской грамоте подчеркивалось, что казаки получаю земли «в полное владение и распоряжение» за «усердную и ревностную службу, за ненарушимую верность, строгое повиновение и похвальное поведение, за храбрые и мужественные подвиги на суше и водах». Им же предписывались охрана южно-российских границ и освоение кубанских земель.
Переселение черноморцев из-за Буга на Кубань проходило двумя путями: морским и сухопутным. В августе 1792 г. первыми на гребных судах по Черному морю прибыли пешие казаки во главе с полковником Саввою Белым и высадились на Таманском полуострове. Кошевой атаман Захарий Алексеевич Чепига шел с конными полками, семейными казаками и войсковым имуществом сухопутным путем.
- На кубанскую землю он прибыл глубокой осенью и зимовал в Ейском укреплении.
- Оставшихся черноморцев собрал и привел в следующем, 1793 г.
- На новые земли войсковой судья Антон Васильевич Головатый.
- Всего на Кубань переселилось 17 тыс.
- Бывших запорожцев, составлявших тогда основу Черноморского войска.
- Весной 1793 г.
казаки принялись укреплять кордонами кубанскую границу и строить курени (станицы). Уклад своей жизни в Запорожской Сечи они постарались перенести на новые земли. В центре куреня, как правило, располагался майдан (площадь), на котором собирались казаки для решения своих общих дел.
На каком языке говорят Кубанские казаки?
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 марта 2020 года; проверки требуют 38 правок,
Балачка | |
---|---|
Страны | Россия :
Краснодарский край Ростовская область |
Классификация | |
Категория | Смешанные языки |
Индоевропейская семья Славянская ветвь Восточнославянская группа Украинский язык Юго-восточное наречие Степные диалекты | |
Письменность | кириллица ( ярыжка ) |
Бала́чка (от укр. балакати — разговаривать, болтать ) — совокупность говоров казаков Дона и Кубани, относящихся к степным диалектам юго-восточного наречия украинского языка,
Какие фамилии были у казаков?
Фамилии казачьи, происходящие от географических названий, преимущественно городов, городков и станиц (Богаевский, Букановский, Каргальск(ий)ов, Кундрюцков, Терновсков, Хоперский, Кумшацков, Богучарсков, Самарин, Короченцов и т.
Какая внешность у казаков?
Казаки -малороссы Основными чертами их облика является средний рост, более смуглая пигментация кожи, темные волосы, круглая голова, короткий или толстый нос с горбинкой, жгучие глаза, нависший лоб, длинные ноги, короткий стан.
Кто по национальности были запорожские казаки?
С подачи современных украинских историков, словосочетание «украинское казачество» прочно вошло в наш лексикон и начало обрастать разными восторженными эпитетами: «самобытный национальный феномен», «исключительно украинское явление» и т.д. При этом «свидомые» не замечают даже тот факт, что казаки на Дону упоминаются в источниках на много лет раньше (в 1444 г.), чем в Запорожье, и, если уж определяться: донцы – русские, запорожцы – украинцы, то казацкий приоритет уйдет к нашему северному соседу.
За одной передержкой следует другая – уже все казаки без исключения объявляются украинцами, и на этом основании появляются карты «Этнографических границ Украины», включающие Кубань, Дон, Ставрополье, Воронежчину. Ну, а если попробовать приглядеться повнимательней к «украинскому казацтву» – насколько оно было украинским? В казацком реестре времен Хотинской войны 1621 среди полковников значатся, например, Мойсей Писарок и Цецюра Семрок.
Спустя несколько лет, в 1625 на Украине прошло крупное казацкое восстание, которое возглавил гетман Марк Измаил. В позднейшей исторической литературе его слегка украинизировали, и теперь он проходит во всех учебниках как Марко Жмайло. Но в ранних источниках он значится именно как Измаил.
Спустя еще несколько лет, возвращаясь из Крымского похода 1628 года, казаки вместо погибшего Дорошенко выбрали гетманом некоего Мойзерницу. В 1630-е среди реестровой казацкой старшины был известен Илья Караимович (гетман в 1633 и 1637). Украинская национальность данных казацких лидеров вызывает у автора большие сомнения.
На мой субъективный взгляд, они, скорее, принадлежали к еврейской нации (напомним, караимы – одна из сект иудаизма). Профессиональные историки хорошо знают, что знаменитый сподвижник Б.Хмельницкого полковник Морозенко, прославленный в народной думе, на самом деле был польский шляхтич по имени Станислав Мрозовецкий.
Другой его соратник – киевский полковник Михаил (Станислав) Кричевский, героически погибший в 1649 при обороне столицы от литовцев. Многие историки, например Костомаров, писали о польском происхождении Мазепы, чье полное имя звучит так: Ян Стефанович Мазепа-Колединский. Не будем уже говорить о ранних казацких гетманах конца ХVІ в., простое перечисление имен которых наводит на определенные размышления: Ян Оришовский, Войтех Чановицкий, Самуил Зборовский, Кирик Ружинский, Криштоф Косинский, Криштоф Нечковский, Николай Зацвилиховский, Арковский, Кремпский, Пырский и т.п.
Их национальность не вызывает сомнения – это поляки. Английский историк Э.Карр, автор фундаментальной 14-томной «Истории Советской России», считал поляком и Богдана Хмельницкого (Т.1, с.237). В 1641 упоминается казацкий атаман Стенька Волошенин (волохами в то время называли молдаван).
На каком языке говорят казаки?
За две тысячи лет язык казачьих племен менялся неоднократно. В самом истоке это был «скифский язык», на котором общались готские и сарматские (кавказские) племена общего индоевропейского корня. По Овидию («Понтийские летописи») скифы (сарматы и готы) говорили одним языком, но на разных наречиях.
- Письменность этого периода была руническая, все священные храмовые книги раннего периода апостольского христианства были выполнены особым скифским алфавитом, позже названным «антикумом».
- После того, как на территории бывшей Скифии с X века образовалось княжество Тмутаракань (Азовская Русь, как провинция Киевской Руси), племена, его населяющие, стали ускорено переходить на древнеславянский язык.
Священные книги со скифского «антикума» переписывались «кириллицей» на церковнославянский язык русского (русьского) православия. При нашествии татаро-монгольской Орды на Русь казаки, находясь в составе ордынских войск на основе «тамги» (то есть «дани по людям»), вынуждены были использовать государственный язык Орды – татарский.
- Низовые донские и запорожские казаки вплоть до начала XIX века говорили и по-русски (по-славянски), и по-татарски (по-тюрски).
- Многие тюркские слова и выражения остались в казачьем диалекте до настоящего времени.Л.Н.
- Толстой служил на Кавказе и писал в повести «Казаки»: «Молодец-казак щеголяет знанием татарского языка и, разгулявшись, даже со своим братом говорит по-татарски».
Язык является основной опорой этнического самосознания. Именно язык связывает все области расселения любого этноса и четко обозначает этнические границы, которые не всегда совпадают с границами административными. Казаки нашего времени пользуются русским языком.
- Общая территория проживания и, конечно же, язык общения племен сформировал устойчивый русскоязычный казачий этнос.
- В настоящее время в литературной и канцелярской формах мало отличается от языка русского (великорусского).
- Казачья народная речь делится на несколько диалектов, из которых одни больше, а другие меньше отличаются от того же русского языка.
Диалекты великорусского (русского) и малоросского (украинского) языков. На Дону – гутор, на Кубани – балачка. Наши диалекты принадлежат нам по праву совместного владения с русскими диалектами и исправно выполняют назначенную им роль в общении между людьми и в деле создания, нашей художественной литературы.
Они служат нашим национальным интересам, интересам нашей национальной культуры так же, как французские диалекты служат бельгийцам или или швейцарцам, английские – ирландцам и американцам, а тюркские языки кроме Турции – целому сонму азиатских народов. Отсюда следует, что язык, как явление переменное, неустойчивое, может считаться признаком национальной принадлежности только условно.
Русские историки не хотят признавать независимого от русских происхождения казаков, ссылаясь и на язык, утверждая, что казаки – русские люди, говорящие на одном с русскими языке. Вместе с тем, единый русский литературный язык – совсем недавнего происхождения.
Какой характер у казаков?
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветривались и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы.
Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость.
С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и и вдовиц, защищай от врагов Отечество.
Но прежде всего крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ. Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка.
Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой старины. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписанные казачьи домашние законы: 1.
Уважительное отношение к старшим.2. Безмерное почитание гостя.3. Уважение к женщине (матери, сестре, жене). Казак и родители Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью заботой о них сына и дочери. Сыновний и дочерний долг перед родителями считался исполненным после того, когда будут справлены поминки сорокового дня, после ухода их в мир иной.
Крестная мать помогала родителям готовить к будущей замужней жизни девочку-казачку, приучала ее к домашнему хозяйству, рукоделию, бережливости, труду. На крестного отца возлагалась главной обязанностью подготовка казачонка к службе, причем за военную подготовку казака спрос с крестного отца был большим, чем с родного отца.
Кому исторически принадлежит Кубань?
У этого термина существуют и другие значения, см. Кубань, Эта статья — об исторической области. Об административной единице Российской империи см. Кубанская область,
Кубань | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Карта Кубанской области в 1900 году | |||||||||||||||
Период | середина XVIII века — наст. вр. | ||||||||||||||
Население | русские, украинцы, адыги, армяне ( черкесогаи ), ассирийцы, греки | ||||||||||||||
Площадь | 94 360 км² | ||||||||||||||
Государства на территории | |||||||||||||||
|
/td>
Куба́нь — историко-географический регион на Северном Кавказе, прилегающий к левобережью реки Кубань и её притокам до города Усть-Лабинск,
В каком году Кубань была украинской?
Российская империя — Устойчивая и непрерывная история формирования и эволюции украинской компоненты в этнокультурном пространстве Кубани берет свое начало в конце XVIII в. После заключения мира в русско-турецкой войне украинскому казачьему войску (прежние запорожские казаки ) были предоставлены новые земли, полученные по ее итогам, — вдоль побережья Чёрного моря между реками Днестр и Буг, а само войско было переименовано в « Черноморское казачье войско ».
Однако черноморцам выделенной земли было недостаточно и в 1792 году Антон Головатый во главе казачьей делегации отправился в столицу с целью вручения Екатерине II прошения о предоставлении земель Черноморскому казачьему войску в районе Тамани и «окрестностей», взамен отобранных сечевых земель (см. Ликвидация Запорожской Сечи (1775 год) ),
Переговоры шли непросто и долго — прибыв в Петербург в марте, делегация прождала Высочайшего решения до мая. Делегация просила выделить войску земли не только в Тамани и Керченском полуострове (на что уже было дано согласие Потёмкиным в 1788 году), но и земли на правом берегу реки Кубань, тогда ещё никем не заселённые.
- Царские сановники выговаривали: «земли много требуете», но Головатый не зря был выбран в уполномоченные — его образованность и дипломатичность сыграли свою роль в успехе.
- Он говорил на латыни и сумел убедить Екатерину II во всеобщей пользе от такого переселения и Черноморским казакам были пожалованы земли на Тамани и Кубани «в вечное и потомственное владение».
Официально дарственные грамоты и хлеб-соль на пожалованную землю были вручены делегации на специальном приёме у императрицы в конце июня 1792 года, Переселение с территории Украины на Кубань начинается в 1792 году, а в 1796 году на Кубани уже насчитывалось 32 тысячи украинских казаков Черноморского войска,
- В 1809 – 1811 годах переселилось 41 534 казаков Полтавской и Черниговской губернии, в 1820 – 1825 гг.
- Переехало ещё 48 392 человека, а в 1848 – 1849 в регион прибыло 14 218 выходцев с Украины.
- Последнее масштабное переселение украинцев на Кубань — 1142 семьи азовских казаков,
- По итогам данных переселений к середине XIX века на Кубани насчитывалось уже более 400 тысяч украинцев,
Положительная динамика роста украинского присутствия на Кубани в конце XIX века развивалась следующим образом :
- По данным 1882 года 46,8% жителей Кубанской области составляли украинцы, тогда как на долю русских приходился 41 %.
- В переписи 1897 года национальность не указывалась, только родной язык. По данным на 1897 год в Кубанской области украинцев — 47,36 %, русских — 42,56 %. Почти половина украинцев проживала в Темрюкском (28 %) и Ейском (22 %) отделах. В Черноморской губернии украинцы составляли 16,9 %, доля русских — 42,8 %.
В каком году казаки пришли на Кубань?
В 1792 году началось переселение Черноморского Войска из-за Буга на Кубань. Первыми прибыли Черным морем на гребной флотилии (50 лодок, яхта, бригантина и 11 транспортов) пешие черноморцы с артиллерией и заняли Таманский полуостров, охраняемый Кубанским корпусом.
Вот как описывает В. Соловьев прибытие казаков в Тамань: «В жаркий день 25 августа 1792 года часовой, ходивший по валу фанагорийской крепости, заметил в мареве моря со стороны обрывистых берегов Крыма множество парусов. Время было тревожным, ибо Османская империя, как в те годы называли Турцию, постоянно грозила высадкой десантов в Крыму и Тамани.
Поэтому часовой вызвал свистком караульного начальника, который, взбежав на вал, тут же бросился докладывать о неизвестных кораблях местному коменданту. Командир 1-го батальона Таврического егерского корпуса премьер-майор Розенберг, лично удостоверившись в подходе целой флотилии парусно-весельных судов, приказал дежурным сигналистам подать сигнал тревоги.
- Барабан рассыпал тревожную дробь над обрывами Тамани, и из казарм выбежали толпы егерей, спеша стать в строй у ворот крепости.
- Пальба будет! — закричал Розенберг.- Заряжай ружья!» Затем по команде Розенберга егеря побежали к береговым обрывам и залегли, чтобы огнем своих штуцеров прикрыть старинную пристань и устья лощин, спускающихся к Таманскому заливу.
Артиллеристы тем временем, накатив на платформы свои пушки, зажгли фитили и забили заряды. Между тем суда, ловя парусами боковой ветер, медленно приближались. С самого большого из них, несущего яхтовое вооружение, вдруг ударила пушка, и на мачту медленно пополз Андреевский флаг.
А суда, спустя паруса и резко взмахнув веслами, стали подходить к пристани. И вот на обрывах Тамани запестрели толпы вооруженных людей в живописных одеждах. С удивлением смотрели егеря на неведомых воинов, высадившихся на берега фанагорийского острова, на земле бывшего здесь в древности Тмутараканского княжества.» Тем временем Кошевой атаман З.
Чепига (сменивший погибшего С. Белого), шел с тремя конными и двумя пешими пятисотенными полками, семейными казаками и Войсковым обозом сухим путем и, обойдя Азовское море, к границам Кубани прибыл осенью 1792 года. Несмотря на такое организованное переселение черноморцев, на новое местожительство перешло не все население Войска.
- Одни из казаков, прочно осевшие в южной России и за Бугом, сами не пошли на Кубань; другие были так бедны, что у них просто не было средств на переселение; а третьих, при сильнейшей поддержке местной администрации, не пустили местные помещики.
- Так в 1792 году на месте Боспорского царства и Хазарского каганата, на территории Тмутараканского княжества и Крымского ханства возникло Черноморское казачье Войско, обладающее собственной земельной территорией и правами, сложившимися исторически в порядке казачьих обычаев.
Черноморцы ловко сумели отмежеваться от правящих на месте властей центрального правительства в лице Таврического губернатора, которому они были подчинены в гражданском отношении, но который находился далеко от них.
Почему хаты у казаков были белого цвета?
Написала про подземную крепость с таможенной заставой в Аксае, И читатели удивились, что там всё побелено, снаружи и внутри. Ну и правда, зачем белить изнутри подземную крепость? Комментарий от автора канала «Зоя Belaya» Насчёт подземелий – не знаю, зачем белили. Но, наверное, в этом есть смысл. В подземных казематах не было окон и естественного света – только свет от факелов и фонарей. В таких условиях лучше, чтобы стены были белыми, и свет от них отражался. Аксайская крепость с таможенной заставой 18 век внутри белая И вот ещё один комментарий, уже от землячки, который, собственно и заставил меня задуматься. Комментарий от автора канала «Вечная пионерка — пенсионерка» А ведь и правда, на Дону всё белили. От куреней и церквей – до погребов и прочих хозяйственных построек. Даже коровники со свинарниками белили. Казалось бы, зачем белить хозяйственные постройки, особенно те, что быстро пачкаются? Белый коровник в хуторе Кружилинский, Ростовская область Резон есть. И это отнюдь не только красота. Раньше все постройки белили не просто белилами, эмульсионкой, краской на водной основе или ещё какими красками, а известью. А что такое известь? Кратко, известь (оксид кальция CaO) – бывает двух видов. Казачий курень в хуторе Кружилинском, Ростовская область Когда негашёную известь заливают водой, она бурлит, будто вскипает. Этот процесс называют гашением извести. По сути это химическая реакция, в результате которой получается гашёная известь, или оксид кальция CaO(OH)2. Аксайская крепость с таможенной заставой 18 век побелена снаружи В отличие от современных красок, известь экологична.
В каком году Кубань отошла к России?
Территория нынешней Кубани в Средние века и Новое Время —
631 год — Кубрат основывает на Кубани государство Великую Булгарию и начинает династию булгарских ханов Дуло. Престольным городом становится Фанагория,
Территория Краснодарского края с VIII в. до середины X в. находилась в составе Хазарии, После разгрома Хазарского каганата в 965 киевским князем Святославом территория перешла под власть Киевской Руси и на ней было образовано Тмутараканское княжество,
- Позднее, в связи с усилением половцев и притязаний Византии в конце XI в.
- Тмутараканское княжество перешло под власть византийских императоров (до 1204 года).
- В тот период истории и позже, в киевских летописях адыги впервые появились под наименованием ( этнонимом ) касоги, так например в «Слово о полку Игореве», был упомянут Редедя князь касожский.
В 1243—1438 территория нынешней Кубани входила в состав Золотой Орды. После распада последней, Кубань по частям отошла к Крымскому ханству и Османской империи, которая доминировала в регионе. Россия начала оспаривать протекторат Османской империи над территорией в ходе русско-турецких войн,
- В апреле 1783 года по указу Екатерины II Правобережная Кубань и Таманский полуостров были присоединены к Российской империи.
- В 1792-93 гг сюда переселяются запорожские (черноморские) казаки, образуется Область Войска Черноморского, с созданием сплошной кордонной линии по реке Кубань и оттеснением соседствующих адыгов,
В ходе военной кампании по установлению контроля над Северным Кавказом ( Кавказская война 1763 —1864) Россия к 1829 году оттеснила Османскую империю и с 1830-х гг. стала закрепляться на Черноморском побережье.
Какой род войск был только у кубанских казаков?
По окончании Кавказской войны Закубанье, Черноморское побережье и казачье Прикубанье указом Александра II (1860 г.) преобразовали в новую административную единицу Российской Империи — Кубанскую область, включившую правое крыло Кавказской линии. Казачий край, площадью свыше 81 тыс.
- Кв. км, на севере граничил с Областью Войска Донского, на востоке и юго-востоке — со Ставропольской губернией и Терской областью (левым крылом Кавказской линии).
- Западная же его часть имела теперь выход к Черному и Азовскому морям.
- Всю территорию, включавшую в себя Кубанскую, Терскую области и Ставропольскую губернии, стали называть Северным Кавказом.
Начальником Кубанской области стал атаман новообразованного Кубанского казачьего Войска. Указом Царя «О некоторых изменениях в Положениях казачьих войск Черноморского и Кавказского Линейного, переименованных в Кубанское и Терское казачьи войска» (1860 г.) было определено: «Черноморскому казачьему Войску именоваться Кубанским казачьим Войском».
- Кубанцы получили свое окончательное название.
- Помимо черноморских станиц и полков было приказано «в состав Кубанского казачьего Войска обратить первые 6 бригад Кавказского линейного Войска в полном составе, с землей, которой они доселе пользовались, со всеми Войсковыми и общественными заведениями и зданиями в районе этих бригад находящимися».
После этого в Закубанье была основана почти сотня новых станиц. Екатеринодар стал центром Кубанской области, а в 1867 году получил статус города гражданского состояния. Были учреждены городское управление и городская дума, а город-крепость Екатеринодар слился с станицей Екатеринодарской, центр которой был на пересечении нынешних улиц Пашковской и Леваневского. Исторический герб Екатеринодара, утвержден 14 сентября 1849 года. Описание герба: «Щит разделен крестообразно на четыре равные части: в первой и четвертой, в золотом поле, крепость червленого цвета, над оной черный двуглавый орел, имеющий на груди Московский герб; во второй и третьей частях, в серебряном поле, по два, накрест положенные, знамени лазуревого цвета с вензелями: императрицы Екатерины II, императоров: Павла I, Александра I и Николая I; между знамен Атаманская булава, а по сторонам ее два бунчука.
- Посередине щита помещен малый червленный щит, на котором вензель императрицы Екатерины II и 1794 год.
- Над щитом золотая городская корона.
- Щит поддерживают два Черноморские казака: с правой стороны — одетый в прежнюю форму, а с левой стороны — в настоящей форме.
- Герб окружен зеленой каймою, на коей 59 золотых звезд, показывающих число казачьих станиц в Черноморском войске».
После присоединения к Кубанской области территорий Закубанья, служба казаков на расположенных по Кубани кордонах прекратилась. Все посты, расположенные на линии, и укрепления, расположенные на закубанских землях, были упразднены, а находившиеся в них казачьи подразделения были переведены в другие места.
Какой национальности были донские казаки?
О чем рассказали гены — Исследование показало, что генетически донские казаки сходны с нанесением Южных областей России и Украины. В целом казачий генофонд неотличим от восточных славян. Наибольшая доля точных совпадений с гаплотипами казаков в 8% обнаружена в южнорусской популяции.6% генетического сходства прослеживается с населением Центральной России.
- Самые большие потоки переселения шли с территории современных Воронежской, Курской, Орловской, Белгородской областей.
- Исследование показало, что население северных регионов России практически не принимало участия в формировании донских казаков.
- Выявлено небольшое влияние ногайских татар, которое вызвано смешанными браками и вхождением ряда татарских родов в состав войска донского.
Народы Кавказа – за исключением черкесов, генетически не связаны с донцами. Сходство с черкесами незначительно и связано с общим потоком генов между Восточной Европой и Кавказом. Полученный результат подтверждает гипотезу миграции предков казаков из Центральной и Восточной России на Дон.
Кто по национальности были запорожские казаки?
С подачи современных украинских историков, словосочетание «украинское казачество» прочно вошло в наш лексикон и начало обрастать разными восторженными эпитетами: «самобытный национальный феномен», «исключительно украинское явление» и т.д. При этом «свидомые» не замечают даже тот факт, что казаки на Дону упоминаются в источниках на много лет раньше (в 1444 г.), чем в Запорожье, и, если уж определяться: донцы – русские, запорожцы – украинцы, то казацкий приоритет уйдет к нашему северному соседу.
- За одной передержкой следует другая – уже все казаки без исключения объявляются украинцами, и на этом основании появляются карты «Этнографических границ Украины», включающие Кубань, Дон, Ставрополье, Воронежчину.
- Ну, а если попробовать приглядеться повнимательней к «украинскому казацтву» – насколько оно было украинским? В казацком реестре времен Хотинской войны 1621 среди полковников значатся, например, Мойсей Писарок и Цецюра Семрок.
Спустя несколько лет, в 1625 на Украине прошло крупное казацкое восстание, которое возглавил гетман Марк Измаил. В позднейшей исторической литературе его слегка украинизировали, и теперь он проходит во всех учебниках как Марко Жмайло. Но в ранних источниках он значится именно как Измаил.
Спустя еще несколько лет, возвращаясь из Крымского похода 1628 года, казаки вместо погибшего Дорошенко выбрали гетманом некоего Мойзерницу. В 1630-е среди реестровой казацкой старшины был известен Илья Караимович (гетман в 1633 и 1637). Украинская национальность данных казацких лидеров вызывает у автора большие сомнения.
На мой субъективный взгляд, они, скорее, принадлежали к еврейской нации (напомним, караимы – одна из сект иудаизма). Профессиональные историки хорошо знают, что знаменитый сподвижник Б.Хмельницкого полковник Морозенко, прославленный в народной думе, на самом деле был польский шляхтич по имени Станислав Мрозовецкий.
Другой его соратник – киевский полковник Михаил (Станислав) Кричевский, героически погибший в 1649 при обороне столицы от литовцев. Многие историки, например Костомаров, писали о польском происхождении Мазепы, чье полное имя звучит так: Ян Стефанович Мазепа-Колединский. Не будем уже говорить о ранних казацких гетманах конца ХVІ в., простое перечисление имен которых наводит на определенные размышления: Ян Оришовский, Войтех Чановицкий, Самуил Зборовский, Кирик Ружинский, Криштоф Косинский, Криштоф Нечковский, Николай Зацвилиховский, Арковский, Кремпский, Пырский и т.п.
Их национальность не вызывает сомнения – это поляки. Английский историк Э.Карр, автор фундаментальной 14-томной «Истории Советской России», считал поляком и Богдана Хмельницкого (Т.1, с.237). В 1641 упоминается казацкий атаман Стенька Волошенин (волохами в то время называли молдаван).
В чем разница между казахами и казаками?
19.04.2007 И вновь тема обзора подсказана читателем. Казак и казах – удивительно похожие друг на друга слова, но делает ли это их родственными? Есть ли между ними что-то общее? С точки зрения современных значений данных слов, они никаким образом не взаимосвязаны. В 15-16 веках невыносимые условия крепостничества и национально-религиозный гнёт на захваченной Польшей Украине и в Польско-Литовском государстве привели к массовому бегству крестьян и посадских людей на незанятые земли на юго-востоке. Потому-то колыбелью казачества считаются юго-восточные окраины России и Украины.
Поселившиеся по рекам Днепр, Дон и Яик и их притокам беглые крестьяне и посадские люди сами себя называли «вольными людьми» – казаками. Слово было позаимствовано из тюркской группы языков: kazak – «свободный, независимый человек, искатель приключений, бродяга». Отсюда же происходит и название национальности «казах» – вот и родство.
Во множественном числе «казаки» ударение может падать на второй и на последний слоги. Первый вариант устаревает, хотя он ближе к оригинальному произношению (казАки – казАчество). Видимо, это связано с тем, что при склонении по падежам слово звучит очень схоже с «казАхами», что смущает и говорящего и слушающего.
Что касается формы « козак », то в русском языке она встречается гораздо реже, чем слово « казак », хотя и является его орфографически правильным синонимом и во всех европейских языках пишется именно так – через «о»: по-английски Cossack, по-немецки Kosak, по-французски cosaque, по-итальянски cosacco, по-испански cosaco,
Ежи Лисовский
Какая вера была у казаков?
Большую часть терского казачества составляли православные христиане. Наиболее значительными религиозными праздниками у казаков были Рождество Христово, Пасха и престольные праздники. В аграрно-календарных праздниках (Святки, Масленица) отразились следы дохристианских верований.